serge_gorshkov


Сергей Горшков - о бизнесе в сфере ИТ

о семантической интеграции, программировании, управлении...


Previous Entry Share Next Entry
Автоматизируй это
serge_gorshkov
Самые больные проблемы автоматизации лучше всего иллюстрировать примерами из обычной жизни, а не из области сложных бизнес-приложений.
Итак, о наболевшем. Я живу на последнем этаже 16-этажного дома, где на всех этажах со 2 по 15 есть две кнопки для вызова лифта - "вверх" и "вниз". Соответственно, на первом этаже есть только кнопка "вверх", а на моем этаже - только "вниз".
Вроде бы очевидно, что людям с промежуточных этажей, желающим попасть вниз, для вызова лифта нужно нажимать кнопку "вниз". Однако число индивидов, нажимающих обе кнопки сразу, очень велико, и популяция их стабильна - хотя дом сдан полтора года назад, и можно было бы уже привыкнуть. Беда в том, что когда они нажимают обе кнопки, и лифт едет мимо их этажа вверх (а в нем, например, еду я) - лифт останавливается, чтобы "подобрать попутчиков". "Попутчик" заходит в лифт и нажимает кнопку первого этажа, никого не спрашивая; однако лифт, движимый чувством социальной справедливости, сначала довозит меня до 16-го этажа, и только потом спускается вниз.

Если бы ученые ставили эксперимент на мышах, или, скажем, муравьях, предоставив им две кнопки, одна из которых доставляет к кормушке (=подъезду, от которого легко добраться до работы или магазина, по дорожке, размеченной феромонами), а другая - с некоторой вероятностью отправляет в длинное и бессмысленное путешествие, у смышленых зверьков наверняка быстро бы сформировался рефлекс на тему того, какую кнопку следует нажимать. Почему он не формируется у людей?

А потому, что люди считают себя слишком умными, а автоматизаторов - идиотами. "Что", - думают они, "влепили тут две кнопки? Специально, чтобы я дольше ждал? Фиг вам - нажму обе!". Да, время ожидания лифта такой индивид сократит. А время попадания к кормушке - увеличит. Но ему важно не это; ему важно, что лифт не проехал мимо. Индивид самоутвердился. Этим человек отличается от животного: предпочитает рациональному поведению - демонстративное.

Честное слово, в бизнес-автоматизации происходит то же самое. Только там поле для деятельности гораздо шире, а возможности причинения ущерба себе и бизнес-процессу - разнообразнее.

  • 1
>> Этим человек отличается от животного: предпочитает рациональному поведению - демонстративное.

+100500 )))


однако, автоматизаторы пошли дальше!

у лифтовой площадки - терминал для вызова лифта. На нем выбираешь нужный тебе этаж, терминал говорит к какому лифту идти. Например, D. Идешь к D и ждешь - приезжает лифт, садишься, и он тебя везет до того этажа, какой заказал. В самом лифте кнопок конечно нет :)

С одной стороны, это правильно - задаем вопрос пользователю более точно. Его цель - попасть на какой-то этаж; вот мы и спрашиваем у него, на какой ему нужно. В случае с моим лифтом у пользователя спрашивают, хочет ли он ехать вверх или вниз - это требует от него принятия лишнего решения, которое на самом деле может принять программа.

Плохо то, что усложняется навигация - надо озираться и смотреть, где лифт D. А также надо вообще догадаться подойти к терминалу и выбрать этаж.

(Deleted comment)
Лифта действительно два, но со вместимостью более или менее порядок. Хотя, на самом деле, если бы не экономить, могли бы действительно сделать 4 лифта - два на верхние этажи, два на нижние. Только от антисоциального поведения это бы не избавило, просто уменьшило вероятность попадания в ситуацию с "попутчиком" вверх. А квартиры бы стоили дороже :)

Ладно, в моем советском детстве, мы как-то целый год ходили пешком на 13 этаж, поскольку лифты вообще не работали.
Вспоминается также уникальный лифт на одного человека, виденный в Париже. Его встроили чуть ли не в дымоход в старом здании. Никаких проблем с попутчиками :)
Так что отсутствие денег может решить проблему не хуже, чем их избыток.

Что до водителя автобуса - его можно хотя бы по-человечески понять. Он ущемляет чужие интересы, но себе делает хорошо (человек, вызывающий лифт вверх, делает плохо и себе тоже).
У нас сейчас водителями автобусов почти поголовно являются граждане ближнего зарубежья, которые любят подрезать один другого на остановке, а потом выйти, и с южным темпераментом начать объяснять друг другу, какой пункт правил кто из них нарушил. Это оправдать сложнее по той же причине - бессмысленно теряют время и пассажиры, и сами водители.

Меня всегда две кнопки вызова лифта ставили в ступор. Кнопка "вниз" означает "я хочу ехать вниз", или "лифт внизу - пусть едет сюда"? ;-)

Для жилых домов достаточно одной кнопки вызова. И приоритет у того кто внутри: если лифт едет вверх - никого не подбирает, а если вниз - наоборот всех подбирает. При этом направления движения не меняет пока не доедет до того кто первый изнутри нажал. Если вызвали пустой лифт снаружи на разных этажах - приоритет у верхних этажей. А всё из-за того, что жильцы со своего этажа вверх обычно не ездят.

Да, здесь автоматизаторы возложили на человека принятие лишнего решения. Обычно алгоритм бывает именно таким, как вы написали. Почему создатели этого лифта решили, что надо дать людям возможность уехать вверх с промежуточных этажей - не понятно. Создали лишний выбор, и, как всегда в таких случаях - лишние проблемы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account