serge_gorshkov


Сергей Горшков - о бизнесе в сфере ИТ

о семантической интеграции, программировании, управлении...


Previous Entry Share Next Entry
Навстречу кризису
serge_gorshkov
Вроде бы и доллар пока не растет, и нефть не дешевеет, зато у многих внезапно стала падать EBITDA, да и KPI никак не достигают вожделенных высот. От этого у офисного народца начинается паника: хочется сократить лишних сотрудников (в первую очередь, конечно, производственный персонал), по ночам начинает сниться просрочка платежей по ипотеке, а кредитная Тойота кажется поддельной (выглядит как настоящая, а радости никакой). Кризис?! Он самый.

Кто виноват, в принципе, понятно:

  • те, кто привык действовать в бизнесе, не включая мозг, презирая все понятия об эффективности, на одной только эйфории от того, что денег полно со всех сторон;

  • те, кто хапал не обеспеченные производимой ценностью кредиты на себя и на компанию, рассчитывая на "рост экономики";

  • те, кто считал себя самым хитрым, думая, что "я сейчас накачаю эту компанию, как цыган лошадь, а потом выведу на IPO или продам зарубежным инвесторам, а сам свалю на Самуи";

  • или вариация попроще - "наворую еще, а потом свалю на Самуи";

  • те, кто просто считал себя крутым, и ожидал, что только на этом основании ему уже должны платить деньги.

Продолжать можно долго. Самое главное, что для большого числа людей эти ожидания в последние годы оправдывались, а такие стратегии были выигрышными.

Кризис в данный момент заключается в том, что экономика находится на точке перехода от не обоснованного ничем, кроме механической накачки деньгами, роста, к обусловленному объективными факторами снижению. Это вызовет цепную реакцию: многие предприятия и частные лица не получат тех заказов и денег, на которые рассчитывали и к которым привыкли, не смогут обслуживать взятые в надежде на рост кредиты, будет сокращаться занятость и производство, из-за этого сократится спрос, и так далее - по нисходящей спирали. Это если ничего не делать.


Так что же делать?
Ну, во-первых, включить мозг и задуматься над тем - что вы делаете? Что производите, какую ценность создаете? Если "ничего" и "никакую" - самое время что-то изменить. Если вы просто "креативный работник", которому платят за необычный внешний вид, развязную речь, эпатаж и понты, или занимаете бессмысленную должность директора по координации дирекций в большой и прогнившей конторе (а у нас почти все большие конторы - прогнившие, с омерзительным менеджментом), то ваши дела совсем плохи.
Если же от вас в вашей компании что-то зависит - начинайте анализировать и думать о завтрашнем дне, думать о бизнесе своей компании, а не о том, как напоследок срубить с нее побольше денег.

Могу поделиться личным опытом. В 2008 году я работал в небольшой ИТ-конторе, у которой было несколько направлений деятельности, и две категории клиентов. Одна - это крупные предприятия, промышленные и не только. Несомненный плюс таких предприятий в том, что они не могут умереть насовсем. Они могут сократить заказы до минимума, задерживать оплату, торговаться, но совсем перестать функционировать - не могут. Именно поэтому за них надо держаться до последнего, пусть даже работая за еду. На таких клиентах, в общем-то, мы и "выехали".
Другим сегментом наших клиентов был малый бизнес, который больше чем наполовину работает по модели "купи-продай". Многие в этом сегменте умерли сразу. Тем, кто оказывает услуги, тоже пришлось несладко, но сильная сторона таких компаний состоит в возможности "сжатия" в размерах практически до одного человека, что дает им надежду пережить трудные времена. Конечно, платить они могли только за что-то совершенно неотложное, а большинство наших услуг к такой категории не относились. Таким мы отдавали нашу CRM (тогда я торговал CRM) чуть ли не бесплатно, в надежде на светлое "завтра", и в нескольких случаях такие надежды оправдались.

Самое же главное состоит в том, что мы воспринимали кризис как возможность для развития. Кризис оздоровляет моральную атмосферу в бизнесе, вычеркивает все лишнее и наносное, устраняет фактор понтов, и заставляет думать об эффективности. Если ваша компания, или вы лично, производите что-то действительно полезное, не перекредитованы, не обременены сверхпотреблением - то кризис скорее можно приветствовать. Денег у вас станет меньше, зато возможностей для развития - больше.
Другое дело, что процесс этот цикличен: за кризисом, скорее всего, последует новое "надувание пузыря", и через какое-то время иррациональные факторы снова начнут оказывать свое разрушительное воздействие на людей и предприятия. Если же кризис окажется настолько сильным, что сломает систему целиком, то в дело вступит новый набор факторов риска, при которых даже исключительная полезность и рациональность вашего дела не будет являться гарантией выживания.



  • 1
Однозначно репост. Прекрасно и понятно даже мне.

Навстречу кризису

Пользователь net_easy сослался на вашу запись в записи «Навстречу кризису» в контексте: [...] Оригинал взят у в Навстречу кризису [...]

Кризис - это хорошо для меня. Правда, страшновато.

Да, у меня тот же случай: страшно, но весело :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account