serge_gorshkov


Сергей Горшков - о бизнесе в сфере ИТ

о семантической интеграции, программировании, управлении...


Previous Entry Share Next Entry
Ложка дегтя в бочке с сахаром
serge_gorshkov
Речь пойдет о Sugar CRM, зарубежной системе, набирающей популярность на российском рынке. Эта система является прямым конкурентом нашего продукта index.CRM, поэтому, разумеется, я не обещаю объективности - речь пойдет в основном о недостатках Sugar CRM, которые могут сильно затруднить жизнь компаниям, решившим ее внедрить. Хотя ругать эту систему мне сложно - слишком много в ее идеологии и архитектуре схоже с нашими разработками, появившимися, кстати, раньше, чем Sugar.


Во-первых, бытует мнение, что Sugar - бесплатная система с открытым исходным кодом, то есть платить за нее ничего не надо, а можно сосредоточить все финансовые ресурсы на ее адаптации - благо, такие услуги предоставляет все возрастающее число ИТ-компаний. На самом деле, Sugar CRM имеет редакцию под названием Community Edition, которая (несомненное преимущество, в отличие от других квази-бесплатных CRM) не имеет ограничений по числу пользователей, зато содержит лишь минимальную функциональность. Четыре "старших" версии Sugar CRM, предоставляемые, кстати, по технологии On-Demand (т.е. с хостингом "в облаке"; это отдельная история, см. мои статьи о SaaS и "облаках"), стоят от 360 до 1200 долларов в год за одного пользователя. Соответственно, компании с 10 пользователями система Professional в год обойдется примерно в 100 т.р., а система Ultimate - в 350 т.р. И платить придется каждый год, а не однократно... Впрочем, ладно - покупать ее в России мало кто собирается, как правило, речь идет о доработке Community Edition силами местных специалистов.

Здесь мы видим второй нюанс. Вендор не предоставляет поддержки версии Community Edition, то есть, компания, выбравшая такой способ создания своей информационной системы, будет ограничена только техподдержкой со стороны тех, кто внедрял такое решение. На данный момент компании, предлагающие такие услуги - это, как правило, небольшие "группы энтузиастов", не имеющие серьезного опыта работы ни с самим продуктом, ни с автоматизацией бизнеса вообще. Сколько времени продлится их интерес к этой теме (т.е. в течение какого времени они смогут обеспечить хоть какую-то поддержку) - сказать сложно. В качестве контраргумента руководитель компании, задавший внедренцам Sugar такой вопрос, скорее всего, услышит ссылку на открытый исходный код - дескать, при необходимости, сможете поддерживать силами любых ИТ-специалистов. У нашей системы исходный код также открыт, но мы, в отличие от внедренцев Sugar, несем гарантийные обязательства перед клиентом как по коду платформы, так и по сделанным для клиента доработкам, не ограниченные каким-либо сроком... И так мы работаем уже 11 лет (конкретно с index.CRM - шесть).

Теперь - несколько слов о функциональности. Если сравнивать с нашей системой - в Sugar CRM Community Edition интересно реализован блок маркетинга (который у нас слабо развит), есть интеграция с социальными сетями, встроенный e-mail клиент (и интеграция с некоторыми популярными клиентами), лучше развиты инструменты импорта данных... в общем, и все. В нашей системе лучше (на мой взгляд, конечно) реализованы:
  • динамические фильтры,
  • работа со списками записей,
  • работа с задачами,
  • хранение истории значений и предотвращение удаления данных. Кстати, в базе данных Sugar нет внешних ключей - значит, целостность данных не обеспечивается, по крайней мере, самый надежный способ сделать это - не использован. Нет в базе данных и ни одной хранимой процедуры - значит, все вычисления производятся в PHP, что ставит под Очень Большой Вопрос скорость работы системы при больших объемах данных в базе.
  • разграничение прав доступа. Довольно странно, кстати, сделанное в Sugar - для столь популярной системы; мне сложно представить, как при помощи Sugar'овской системы разграничения прав можно удовлетворить потребности компании, имеющей иерархическую структуру отделов, сочетающуюся с типовыми ролями внутри каждого отдела. Учитывая, что все вычисления, связанные с правами, выполняются в PHP - становится понятно, почему систему разграничения прав пришлось упростить: сложные вычисления прав настолько бы затормозили работу списков, что система перестала бы откликаться за разумное время уже при 1000 клиентах в справочнике. Мы эту инженерную задачу решили еще в 2006 году...

В указанной версии Sugar вообще нет документооборота, контроля рабочего времени, чата. И конечно же, в этом варианте Sugar нет работы с задолженностью, склада, и вообще всего того, что отражает взаимодействие с клиентом после продажи (кроме Service Desk'а). Это и понятно, ведь Sugar - классическая CRM, а наша система представляет собой комплексную информационную среду, призванную удовлетворить все потребности малого бизнеса в автоматизации (за исключением бухгалтерского учета). Нет в Sugar и управленческого учета - нового модуля, который будет анонсирован в index.CRM в ближайшее время.

В общем, при помощи Sugar CRM Community Edition можно управлять продажами, маркетингом и сервисом, но решить задачу комплексной автоматизации предприятия, или просто автоматизировать бизнес-процессы, выходящие за пределы "классики" CRM - может получиться только путем серьезных вложений в ее доработку. Которую будут выполнять люди, сами не имеющие поддержки от вендора, и не могущие реально гарантировать клиенту поддержку созданного ими продукта...

Так что руководителю, принимающему решение о внедрении такого решения, следует крайне внимательно отнестись к оценке рисков и преимуществ.

Ну и в заключение добавлю, что с нашей новой платформой, Index5, результаты сравнения будут еще более очевидными. Но об этом пока помолчим - ведь Index5 пока доступна клиентам только в качестве CMS-системы, а блок CRM до сих пор находится в разработке.

  • 1
Да, вот разграничение прав - это на мой взгляд большой минус. Просто вспоминаю, какие разнообразные пожелания по поводу разграничения прав бывают у клиентов. Например с чем последним работала из этой области - зависимость прав доступа от свойств записи (значений полей и/или связанных с записью списков), и записей в таблицах десятки тысяч. И ведь все эти требования из реальных потребностей, а не чтобы усложнить жизнь программистам.

Хранение истории - тоже востребованно донельзя. Особенно тот момент, что если мы поменяли реквизиты клиента (название, банковские реквизиты, фактический/юридический адреса и т.п.), то все документы до даты изменения содержать старые реквизиты, а после - новые. Даже вот не представляю сейчас, как работают, елси нет возможности восстановить реквизиты за прошлое.

С другой стороны совершенно логично давать для "бесплатной" версии минимум функционала - а иначе кто же тогда покупать за деньги станет. ;)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account