serge_gorshkov

Сергей Горшков - о бизнесе в сфере ИТ

о семантической интеграции, программировании, управлении...

Поход за прошлогодним снегом (Иремель в мае)
serge_gorshkov
Иремель – это вторая по высоте гора на Южном Урале (1582 м). Первая, Ямантау, закрыта по известной многим уральцам Очень Секретной Причине. Иремель и его окрестности я очень люблю, и меня крайне взволновало сообщение о том, что власти Башкортостана создали вокруг этой горы природный парк, в уставе которого записано, что передвижение по нему возможно только в сопровождении сотрудников парка, а стоянки – и вовсе запрещены. Ничего вразумительного о том, как обстоит дело на самом деле, найти в Интернете не удалось: парк создан с января 2012 года, и, фактически, начал работу только сейчас. В общем, решил я сходить и посмотреть на все это своими глазами.
Под катом – рассказ о прорыве кордонов, горно-таёжные фотографии, снега на вершине Иремеля, и т.д.

7-го мая, проехав 480 км от Екатеринбурга, оказываюсь в поселке Тюлюк – стартовой точке маршрута. Отсюда до вершины Иремеля примерно 14 км по горизонтали, и ровно 1000 м по вертикали. Машину здесь нужно оставить, хотя некоторые проезжают дальше, форсировав горную речку, по дороге для лесовозов. Я застал участников очередного трофи-рейда:

Очень порадовала надпись на машине: "Спонсор экипажа - закрытое отделение психиатрической клиники №1, г. Челябинск". Я на секунду даже поверил.
Для тех, кто не хочет ломать машину, есть два варианта восхождения. Первый – пройти бОльшую часть пути по горизонтали, поставить лагерь на склоне горы, и утром со свежими силами двинуться на покорение вершины. В прошлый раз я так и делал. Плохо то, что приходится тащить в гору все необходимое для лагеря; преимущество в том, ночевка в лесу на склоне горы намного романтичнее, чем внизу, рядом с машиной. Второй вариант, соответственно - поставить палатку рядом с поселком, на поляне, куда можно заехать на машине, а на вершину пойти налегке. Так я и сделал. Ночи в мае холодные; за то, что я не замерз, следует благодарить Jack Daniels.

В 8:30 утра я уже шагал по направлению к горе. Граница природного парка находится примерно на середине пути (чуть ближе к горе). Парк-то башкирский, а Тюлюк – это Челябинская область, так что КПП парка находится на границе субъектов федерации. Вышел я рано, остальные туристы, разбившие лагеря внизу, еще спали, и всю дорогу ни одного другого человека я не видел. Для Иремеля это редкость, и мои подозрения на тему «вход воспрещен» от этого только усилились. Кстати, с собой у меня был припасен камуфляжный костюм, на случай, если придется уходить в зеленку и прорывать кордоны пойдет дождь. И вот, наконец, за поворотом показался большой красивый шлагбаум, и деревянная беседка вроде тех, что строили раньше во дворах для детей.
Человек в беседке записал мое имя и маршрут следования, и извиняющимся тоном сообщил, что билет продать не может, поскольку их не завезли. Воспрепятствовать моему проникновению на территорию парка он не пытался, из чего я в очередной раз сделал вывод, что в Интернете (и различных Уставах) пишут не только правду. В общем, я спокойно пошел дальше.
Вскорости за КПП тропа пересекает несколько горных ручьев, текущих под валунами. Не сразу понятно, что это ручей, но вода журчит то тут, то там:

Затем тропа поворачивает вверх (тут я пошел по не самой хоженой дорожке, чтобы разнообразить маршрут), вдоль горной речки Карагайка. Речка бурлит,

а на берегах растет огромное количество самых настоящих подснежников:

На высоте метров 900 начинает попадаться снег:

Чем дальше, тем островки снега становятся больше. Тропа прерывается полями снега, из-под которого, конечно, ручьями бежит вода. Меняю кроссовки на резиновые сапоги, и иду дальше по тропе-ручью:

На тропе встречаются следы невиданных зверей - скорее всего, каких-нибудь горных козлов.

Хорошо, что по этой тропе не ходили медведи – в принципе, они в окрестностях Иремеля есть.

Наконец, лес заканчивается, и я выхожу на просторы горной тундры.

Здесь цветение и рост трав еще не начались, а вообще-то летом тундра очень красива. Снег местами лежит пластом больше метра толщиной:

Чавкая грязью, пересекаю открытое пространство, и оказываюсь у подножия «барана» - скальной вершины горы. Это нагромождение валунов высотой около 300 метров, по которому необходимо вскарабкаться желающему добраться до самого верха. Слабые духом (или толстые попой) обычно остаются у подножия, а остальные, собственно, карабкаются. Лезу и я, снова сменив сапоги на кроссовки.

Что особенно приятно, на горе я до сих пор один! Даже туристы, которые ночевали на склоне ближе к вершине, еще не подтянулись.
Подъем позади, и можно насладиться видами окрестностей. Кстати, фотографирование – не моя доля (зато я стройный!), так что фотки – какие уж есть.

Сама вершина Большого Иремеля (чуть в стороне есть еще Малый Иремель, до которого я пока не добрался) – это довольно ровная площадка из валунов, на которой возвышается небольшой скальный гребень. Вершина этого гребня и есть высшая точка, отметка 1582 м. По другую сторону горы, внизу, видны два маленьких озерца среди болота:

Считается, что это остатки ледника, который лежал на Иремеле еще долгое время после окончания последнего оледенения. За болотом поднимается хребет Аваляк, объект моих планов на следующий поход (туда, конечно, уже в составе группы лиц; место дикое).
Если смотреть в другую сторону, то где-то за лесом виден Тюлюк (блин, еще же обратно идти столько!), а за ним – хребет Зигальга и его вершина, гора Поперечная (там я тоже был):

Заодно провожу фотосессию взятому с собой для хозяйственных нужд златоустовскому ножу, с инкрустированным золотом логотипом любимой компании:

Дарю слоган златоустовским оружейникам: "Урал - тоже горы!" :)
Позагорав на вершине, собираюсь в обратный путь. Только успел я войти в лес, как раздался предупреждающий раскат грома, длительностью почти минуту, и слева, из-за горы Жеребчик выкатилась туча. Вообще, неважно, какой голубизны небо над головой, что обещал gismeteo – дождь в наших горах может начаться в любой момент. Достаю камуфляжный костюм (пригодился!), и иду спокойно дальше, с некоторым злорадством поглядывая на бредущих навстречу туристов. Во-первых, им придется лезть по мокрым валунам, во-вторых, среди них попадаются девушки в белых кроссовках, футболках и чуть ли не бриджах, без каких-либо дождезащитных устройств. Чувствую себя чертовски мудрым, предусмотрительным, и адаптированным к реальной жизни.
Когда я проходил КПП на обратном пути, билеты так и не были привезены – стало быть, в природном парке был День открытых дверей.
В общем, ходить на Иремель можно - жизнь продолжается...

• 1
Клёва, порадовал рассказ.

Непривезеные билеты - смешно, но не удивительно.

А про предусмотрительность - ну так это ты не первый раз на гору. И как минимум корпоратив прошлогодний должен научить запасаться непромокаемыми вещами. :)