?

Log in

No account? Create an account

serge_gorshkov


Сергей Горшков - о бизнесе в сфере ИТ

о семантической интеграции, программировании, управлении...


Previous Entry Share Next Entry
Облачная 1С: конец независимых мелких вендоров?
serge_gorshkov
В связи с легким ажиотажем по поводу выхода "облачных" версий ряда конфигураций 1С, возник вопрос о том, останется ли на рынке место для независимых (и, как правило, мелких) вендоров веб-ориентированных систем автоматизации бизнеса. Хорошее обсуждение, например, см. в посте dac_khv: Итак, господа ИТшники.
Безусловно, 1С сделала большой шаг навстречу всем, кто хотел "программу, как 1С, только на вебе". Купив главных игроков находящегося в зачаточном состоянии рынка веб-приложений для автоматизации бизнеса (Мегаплан и МойСклад), 1С "зачистила площадку", и вроде бы готова стать монополистом... С выходом ее решения для ведения бухгалтерии по упрощенке не останется места на рынке и таким продуктам, как Эльба от СКБ-Контур - благо, цены 1С предложила более чем демократичные.
Куда же бежать оставшимся независимым вендорам? Сдаваться?

На самом деле, ситуация не столь однозначна. Суть проблемы состоит в том, что (условно) 80% компаний используют 1С как инструмент ведения бухгалтерского и складского учета, и только 20% - как средство автоматизации бизнес-процессов. У веб-ориентированных CRM ситуация другая: как правило, пользователи таких продуктов (малый бизнес) возлагают на них задачи, которые в крупных компаниях достались бы ERP, системе документооборота и т.д. Лишь небольшая часть клиентов использует онлайн-CRM по прямому назначению, то есть как средство автоматизации продаж и маркетинга.



То есть, наличие 1С в компании МСБ вовсе не означает, что при помощи 1С автоматизируются бизнес-процессы. Вендоры CRM-систем, приходя в такие компании, обычно сталкиваются со следующей позицией руководителя: "1С необходима для ведения бухучета, но для автоматизации процессов [сервиса, логистики, анализа данных - возможны варианты] нам необходимо другое решение". Не скрою, что среди владельцев МСБ распространены и эмоциональные возражения против 1С: "интерфейс не понятен и неудобен", "надоело переписывать доработки при смене версии платформы", и т.д. В результате, нельзя сказать, что вендоры независимых решений (например, мы) конкурируют с 1С. На самом деле, мы конкурируем с отсутствием потребления - то есть, с отсутствием в компании каких бы то ни было программных средств автоматизации бизнес-процессов, кроме Excel. А с 1С мы обычно интегрируемся: из нее в наш продукт переносится информация об оплатах, от нас в 1С - документы отгрузки и (может быть) поставки. Как ни странно, обычно этого достаточно.
Не вижу признаков того, что с выходом "облачной" 1С ситуация может измениться.

И еще один важный момент. Автоматизация бизнес-процессов предприятия - это не столько продукт, сколько услуга. Продукт может быть сколь угодно мощным, хорошим и недорогим, но без услуг по внедрению (и доработке под отраслевые задачи) он клиенту, скорее всего, просто не нужен. В результате, при выборе продукта определяющим фактором становятся не имеющиеся возможности продукта, и не цена, а возможности внедренца по оказанию индивидуальных услуг. И у SaaS-приложений здесь большой минус, потому что имеющиеся сегодня на российском рынке SaaS-приложения - принципиально не дорабатываются (в отличие от флагманов западного рынка, например, SalesForce). Так что для потребителя, который понимает, что ему нужно от программной системы, коробочные SaaS-предложения - все еще не конкурент адаптируемым решениям. Чем мы и живы.



  • 1
Сергей, интересное написано, очень актуально. Не могли бы Вы сделать этот пост в сообщество Бизнес-дайджест http://business-digest.livejournal.com/

Спасибо, перепостил.

вижу, уже отправила в сообщество

Два нюанса :)

1. Переход в облако меня интересует технически, с точки зрения платформы. Сейчас в веб можно будет засунуть тот массив решений что есть у 1С и её партнеров, а это очень много. Кроме этого, все новые решения автоматом пойдут на этот же рынок.
"На самом деле, мы конкурируем с отсутствием потребления - то есть, с отсутствием в компании каких бы то ни было программных средств автоматизации бизнес-процессов, кроме Excel. " Да, это пока правда.
2. "И у SaaS-приложений здесь большой минус, потому что имеющиеся сегодня на российском рынке SaaS-приложения - принципиально не дорабатываются (в отличие от флагманов западного рынка, например, SalesForce)."
В том то и дело, что 1С оотлично дорабатывается и сеть сопровождающих компаний у нее колоссальна.

По части доработок - я имел в виду именно облачную версию. Честно говоря, не понял, будет ли возможность использовать конфигуратор для ее настройки, но вопрос не столько в этом: дорабатывать арендованную версию - то же самое, что делать капитальный ремонт в съемной квартире. Если компания готова вкладывать серьезные деньги в доработку продукта, она его скорее купит, а не арендует.
Ну и по практике доработки "обычной" 1С тоже есть ряд наблюдений, которые, однако, выходят за рамки этого поста. Например, упомянутая мной необходимость переписывать доработки при смене версии платформы - из-за этого многие, не такие уж мелкие, и не такие уж бедные, компании до сих пор сидят на 7.7.


1. Можно будет.
2. База и доработки - собственность клиента, передаются ему локально по первому щелчку. Это условия 1С и естественно партнерские.
3. Переход 7.7 - 8 к переписыванию доработок не относится :) Это для не мелких компаний исключительно вопрос отсутствия культуры ИТ в их бизнесе, как-то так.

1, 2 - вопрос тогда снимается. Значит, все правильно сделано, и лишает нас одного аргумента. Тогда еще вопрос, для полной ясности - скачанную конфигурацию и базу можно использовать с не-облачной 1С'кой?

А переход 7.7 - 8 к переписыванию доработок все-таки относится. И, кстати, 1С на заметку - некоторые наши клиенты выбрали именно нас, а не 8-ку, как раз по этой причине. Поясню на примере.
Представим себе компанию, для определенности - РИЦ сети Консультант-Плюс. Бизнес-процесс довольно специфичный, к тому же, постоянно меняющийся из-за изменяющихся требований головы этой сети. У компании имеется 7.7, в которой дописаны минимально необходимые функции: ведение списка систем "Консультант", установленных у каждого клиента, автоматическая ежемесячная генерация счетов и актов на основе этого списка и автоматически обновляемого прайса, ряд контрольных процедур, некоторая аналитика. Понятно, что при переходе на 8 все это придется переписать (причем, если следовать хронологии - сначала на 8.0, потом на 8.1, потом на 8.2). Компания получает оценку стоимости этого переписывания, складывает с ценой лицензий - и идет к нам.
Там, правда, был и еще аргумент: нужно было включить в работу с информационной системой инженеров по сопровождению, а это несколько десятков человек, так что стоимость лицензий получалась существенной. А у нас цена от количества юзеров не зависит. Плюс заказчику не хотелось учить всю эту толпу работе в 1С.

"Тогда еще вопрос, для полной ясности - скачанную конфигурацию и базу можно использовать с не-облачной 1С'кой?"
Да, это заявляется как стандарт. Платформа универсальна. Мы ишшо на днях ждем тонкий клиент под андроид :)

Пример перехода я понял - для 1С он совершенно не критичен.
На одного неперешедшего с семерки приходится десяток перешедших на восьмерку, и еще один который ушел на восьмерку с других систем.
Ваш пример просто настолько вне мейнстрима, что да, эти люди ушли на другой софт :)

Я сейчас работаю с крупной компанией, которая постепенно переходит на восьмерку - ей деваться некуда, у нее потребности бизнеса семеркой не закрываются технически за разумную цену.
Кстати, объем переписывания обычно очень мал, потому то, что надо было дописывать в семерке - реализовано в восьмерке, ну и "сначала на 8.0, потом на 8.1, потом на 8.2" - это делать не надо.

  • 1