serge_gorshkov


Сергей Горшков - о бизнесе в сфере ИТ

о семантической интеграции, программировании, управлении...


Previous Entry Share Next Entry
Что продаем? Кому продаем? Зачем им это?
serge_gorshkov
Делал вчера доклад на форуме "Интеграция сложных прикладных систем", и - немного неожиданно - это навело меня на экзистенциальные размышления о российском рынке ИТ, и бизнесе вообще.

Я выступал на этом форуме и в прошлом году, и, естественно, внимательно слушал доклады остальных участников. Главный печальный факт состоит в том, что за год не изменилось ничего. Как год назад нам рассказывали про преимущества MDM и шин обмена сообщениями - так и сегодня рассказывают (причем, для части публики это, видимо, реально было новой информацией, хотя этим технологиям уже лет десять). На "пике моды" как были Big Data и "облака", так и остались (cloud computing уже лет пять как модный тренд). XML, SOA - все эти технологии родом из 90-х до сих пор актуальны и хороши, и не до каждого предприятия еще добрались. Это одна сторона проблемы.


Другая сторона состоит в том, что докладчики пытались "продать" аудитории решение задачи интеграции. Не думая о том, что с точки зрения бизнеса, интеграция задачей не является. Буквально в двух докладах я услышал некую конкретику на тему того, зачем вообще-то интеграция нужна, какую пользу из нее может извлечь бизнес - и на этом все (причем оба примера были достаточно узкими, отраслевыми). Впрочем, аудитория больше чем наполовину состояла из ИТшников, для которых интеграция - это задача, а проблемы бизнеса понятны далеко не всегда. Так что закончится все предсказуемо: в лучшем случае, проникнувшись идеей "давайте объединим наши системы в единое информационное пространство", ИТшник вернется на предприятие, пойдет к руководителю, а тот ему скажет - "зачем мне это нужно?". И все останется, как прежде, потому что отсутствие обмена данными между программами, скорее всего, не является основной проблемой организации. А на то, чтобы понять, что многие другие проблемы компании порождены как раз отсутствием нормальной ИТ-инфраструктуры, у руководителя и ИТшника не хватит широты взгляда, а у ИТшника - еще и способности объяснить так, чтобы бизнес его понял. Прикрываясь расхожим выражением, что "автоматизация хаоса ведет к появлению автоматизированного хаоса", легко оправдать бездействие, и нежелание понять, что коллектив компании и используемые в ней программные продукты представляют собой единую систему, как автомобиль и водитель.

Какие возникают практические следствия? Самые печальные:
1. Западные "крутые вендоры" продают свои интеграционные решения в России считанными единицами, и сетуют на загадочный российский менталитет и особые "бизнес-практики". При этом сами ленятся придумать хоть пару приличных локализованных кейсов (я уже не могу видеть кейсы про Tesco в презентациях: с 2008 года, еще с CRM'ных конференций, я насмотрелся на них столько, что кажется, будто Tesco - это такая "светская львица" в мире ИТ, которая первой одевает все новое; конечно, это очень трогательно, но на наших ИТ-директоров никакого впечатления не производит и не может произвести, пусть Tesco хоть на 900% поднимет свою прибыль благодаря инновационным решениям. Является вопиющей наивностью думать, будто у нас тут есть романтики, которые хотят быть как Tesco). Не могут вендоры, или не хотят, попробовать продавать не интеграцию, а решение реальных проблем конкретных компаний. Не говорить "смотрите какая у нас клёвая программка", а говорить "давайте я к вам приду и сделаю так, чтобы у вас экспедиторы не воровали". Хотя с этой постановкой вопроса тоже могут быть проблемы; надо понимать, что воровство - системообразующее явление во многих компаниях, и если в них действительно запретить воровать, то они просто развалятся. Так что надо уметь  просчитывать реальные интересы конкретных людей, принимающих решения, и предлагать им то, что им действительно надо.

2. ИТ-директора уходят с таких конференций с чувством, что "это все не для нас, мы как делали выгрузку CSV-файлами, так и дальше будем делать". Даже если у них появится энтузиазм по поводу чьих-нибудь решений - бизнес его быстро остудит.

3. Конференций для бизнеса, где руководителям, а не ИТшникам будут объяснять, как ИТ могут преобразить их компании, нет и быть не может. Бизнесу же некогда, они работают - куда им по конференциям шляться.

4. В условиях очень странных и искаженных бизнес-моделей, моделей управления активами и персоналом, существующих на многих российских предприятиях, реальный практический интерес к улучшению ИТ-инфраструктуры (тем более - кардинальному улучшению) может возникнуть только в результате случайного стечения обстоятельств.


  • 1
По ошибке ответил не туда... смотрите ниже

  • 1
?

Log in

No account? Create an account