serge_gorshkov


Сергей Горшков - о бизнесе в сфере ИТ

о семантической интеграции, программировании, управлении...


Previous Entry Share Next Entry
Как изменился рынок заказной разработки за два года
serge_gorshkov
Актуализировал для публикации в CMS Magazine текст своего поста двухлетней давности о стоимости часа работы программиста - поста, с которого началась новейшая история этого журнала. Очень интересно соотнести свои тогдашние размышления с моим текущим мнением по данному вопросу - то есть, узнать, что изменилось за два года.

Прежде всего, разница в отношении: тогда я был целиком поглощен решением вопроса о том, как сделать из заказной разработки рентабельный и стабильно развивающийся бизнес. Сейчас у меня сформировалось четкое мнение о том, что в чистом виде эта задача не решаема. Нужно продавать что-то другое: не час работы программиста, а собственные знания (консалтинг), тиражные решения (коробки), ну или, на худой конец, часы - но заказчикам из премиум-сегмента: при этом фактически продается страховка заказчика от ряда рисков. А лучше - все это вместе, и под крышей сильного брэнда, заставив его делиться брэндовой премией (для этого надо стать чем-то чуть большим, чем обычным субподрядчиком). Или же, последний вариант - бросить свои компетенции и ресурс разработчиков на создание собственного бизнес-проекта, который будет зарабатывать деньги на чем-то совершенно постороннем. Последний путь наиболее рискован.

Экономическая же часть моих тогдашних мыслей в целом остается актуальной. Несколько меняется сам рынок: потребность в заказной разработке, по ощущению, несколько снижается за счет того, что заказчики стали слишком ленивы, и/или не хотят брать на себя риски и ответственность, связанные с такой разработкой. Многие разработчики переходят от концепции coding for food к желанию заработать большие деньги при том же количестве выполненной работы - что заставляет их тестировать механизмы формирования прибыли, перечисленные выше. Мое субъективное ощущение состоит в том, что и заказчики, и подрядчики перенасыщены деньгами, достающимися им вопреки базовым экономическим правилам, т.е. не в результате работы по созданию прибавочной стоимости, а благодаря извращенной экономической конъюнктуре. Из-за этого теряется нормальная мотивация на уровне как компаний, так и отдельных работников, экономика теряет "бодрость", и загоняет сама себя в тупик, выходом из которого может быть только очередной кризис, который наступит, когда перенасыщение деньгами сменится их дефицитом - а работать все уже отвыкли.

?

Log in

No account? Create an account