?

Log in

No account? Create an account

serge_gorshkov


Сергей Горшков - о бизнесе в сфере ИТ

о семантической интеграции, программировании, управлении...


Previous Entry Share Next Entry
Моделирование очередей в аэропорту
serge_gorshkov
Обнаружил, что у меня накопилось некоторое количество прототипов симуляционных моделей, о которых интересно рассказать. Начну с решения, которое мы делали для одного аэропорта. Тема эта для меня лично задевает, т.к. время, теряемое впустую на контроле в разных аэропортах, весьма сильно отличается. Не буду называть имен, но один весьма свежий и современный российский аэропорт меня здорово раздражает очевидными косяками в организации пропуска пассажиров. Поэтому за эту задачу мы взялись с душой.
К тому же, тема проста и наглядна для демонстрации возможностей симуляционного моделирования.


Входя в аэропорт, человек проходит несколько линий контроля: входной контроль, регистрацию (если не воспользовался онлайн или киоском), паспортный контроль, предполетный досмотр. В случае международных рейсов добавляется еще пограничный контроль.
Пассажиропоток сильно меняется в течение суток: обычно на утро и вечер приходятся два пика вылетов, в остальное время обстановка куда более спокойная. Соответственно, администрации аэропорта нужно знать, в какое время сколько пунктов досмотра должно работать на каждой линии, чтобы не образовывалось слишком больших очередей. В то же время, держать лишний персонал на каждой линии - невыгодно. Слишком короткие смены тоже не интересны. Таким образом, нужна модель, которая будет иметь на входе:

  • пассажиропоток, рассчитываемый на основе расписания рейсов, и статистики их наполняемости,

  • процент встречающих для каждого типа рейсов,

  • среднее количество багажа у пассажиров разных направлений (от этого зависит время прохождения регистрации и досмотра),

  • распределение пассажиров по способу прибытия в аэропорт (общественный транспорт, прибывая, создает локальные пики);

  • время обслуживания одного пассажира на каждой линии.

Варьируемые параметры:

  • число работающих пунктов пропуска на каждой линии - расписание их работы по часам.

На выходе модели получим:

  • максимальную длину очереди на каждой линии, по времени суток;

  • процент загрузки каждой линии, по времени суток;

  • среднее время обслуживания пассажира на каждой линии, по времени суток;

  • затраты на работу линий контроля.

Прогоняя модель при разных вариантах расписания, выберем тот вариант, который обеспечивает минимальные затраты, при приемлемой с точки зрения бизнеса максимальной длине очереди, и среднем времени обслуживания. Расписание должно быть стабильным по дням недели, для того, чтобы построить работу персонала с организационной точки зрения.

Вот как выглядит рабочий экран нашей модели:


Входные данные в моделирующее ПО поступают путем загрузки, в интерфейсе пользователь может управлять только расписанием. Изменяя количество работающих пунктов досмотра на каждой линии, по часам, и запуская моделирование, он сможет видеть результат, выражающийся в длине очередей.
Разумеется, для "боевой" версии системы такая визуализация не очень нужна. Там работает алгоритм перебора разных вариантов расписания, отсекающий заведомо непроходные версии, и стремясь приблизиться к оптимальному решению. Показанный же интерфейс нужен в основном для того, чтобы бизнес-заказчик поверил (и проверил) в правильность модели.