Сергей Горшков (serge_gorshkov) wrote,
Сергей Горшков
serge_gorshkov

Categories:

Об относительности инноваций

Есть у меня книжка "Занимательная кибернетика", Средне-Уральское книжное издательство, 1969 год. Издана ровно 50 лет назад. Пролистал ее и в очередной раз себе напомнил, что инноваторский флёр сегодняшней ИТ-деятельности очень относителен.



Возьмем, например, описание "перцептрона":



"Выходные сигналы с ассоциативных элементов с помощью электронных усилителей умножаются на различные коэффициенты [...] В процессе "обучения" перцептрона эти коэффициенты можно изменять. [...] Сумматор [...] суммирует поступающие сигналы. [...] Значение этой суммы регистрируется сигнальным элементом".

"Регулируя некоторые умножающие усилители, можно добиться такого состояния, что при проектировании цифры 3 на поле фоторезисторов суммарный сигнал на выходе сумматора всегда будет положителен".

Нейросети, которые некоторые отождествляют с "искусственным интеллектом", которые собирают море хайпа и (если верить расточаемому маркетингу) являются нашей главной надеждой на светлое будущее, работают именно на этом принципе. Только слоев "ассоциативных элементов" сейчас делают побольше, и воплощено это все не в физических электронных компонентах, а в структурах в памяти ЭВМ.

В части логических вычислений, конечно, тоже все было известно и в те годы.
И даже в плане функциональных задач - посмотрим, например, на страницу с рассказом о "медицинской диагностической системе":



Да, схема логического вычисления тут очень примитивная, но по большому счету - принципиально тоже ничего не изменилось. Современные экспертные системы работают с гибко настраиваемыми правилами, учитывают на порядки больше факторов, но полноценной диагностической системы так и нет. Ни на нейросетях, ни на логических вычислениях, ни на их комбинациях.

Описаны в книжке и обучающие системы, и ERP, и оптимизационные решения.

Это я не к тому, что наша деятельность бесплодна, и раз за 50 лет какие-то задачи не решены - то и нечего об стену биться. Как раз наоборот, кое-какие успехи есть, и ряд надежд должен оправдаться (ну, и страхов тоже).

Я к тому, что рекламируя любые инновации - стоит тщательнее выбирать слова и объяснять, что именно нового содержится в предлагаемых подходах.

Tags: мотивация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments