?

Log in

No account? Create an account

serge_gorshkov


Сергей Горшков - о бизнесе в сфере ИТ

о семантической интеграции, программировании, управлении...


Previous Entry Share Next Entry
Десятый раз - не SaaS?
serge_gorshkov
На портале CNews.ru появилась статья "SaaS в России: рынок считает секунды до рывка".

Такие статьи (в основном, по материалам проводимых мероприятий) появляются на этом портале с завидным постоянством, года, наверное, с 2008. Вот некоторые темы:

февраль 2011 - SaaS в России: в ожидании бума
сентябрь 2010 - Российские ИТ-специалисты начали оценивать преимущества SaaS
июль 2010 - К 2014 г. треть ПО будет закупаться по модели SaaS
апрель 2009 - Россия: Аренда CRM на подъеме
март 2009 - Аналитики: "облакам" осталось 2 года до бума
ноябрь 2007 - Gartner: цены на ПО скоро рухнут (тоже про SaaS)

Все это очень смахивают на обряд призыва дождя... А SaaS нам все не приходит. Почему же?

Во-первых, на чем основана уверенность в светлом будущем SaaS в Росии? Единственный весомый и рациональный аргумент, который можно привести в поддержку этой уверенности - то, что на Западе SaaS уже несколько лет как пошел в массы, а все успешные западные информационные технологии, как известно, через некоторый период времени достигают успеха и у нас. На этом содержательные аргументы "за" заканчиваются, и начинается камлание.

Нет, я не имею ничего против SaaS как такового. Мы сами предоставляем index.CRM по этой модели, начиная с того же самого 2008 года. Я с большим уважением отношусь к разработкам компании СКБ-Контур, которая сделала ставку на этот способ предоставления ПО, и делает действительно полезные и хорошие решения. Но, по моему мнению, будущее SaaS в России - очень и очень ограниченно. Почему?

Набор традиционных аргументов "против" (компании боятся рисков, связанных с хранением своих данных "на стороне", слабость правовой системы, и т.д.) - это даже не главное. Главное - то, что бизнесу вообще не нужны автономные решения: отдельная программа для планирования совещаний, отдельный персональный планировщик, отдельная CRM-система. Некоторые компании, которые пробуют идти по такому пути, приходят к полному кошмару. Один из способов его преодоления состоит в том, что поверх разнородной программной инфраструктуры нахлобучивается еще одна супер-система, которая занимается только тем, что интегрирует все остальные (перед глазами у меня - минимум два живых примера). Эффективность расходования средств, стабильность и полноту решения в таком случае лучше не комментировать.

Предположим, что компания (не важно, какого размера - пусть даже малый бизнес) нашла суперскую программу для планирования совещаний. Очень удобную, покрывающую все ее потребности, не содержащую ничего лишнего, и вроде бы недорогую - по модели SaaS. Внедрили, все радуются. Потом возникает неудобство - совещания планируем в этой программе, а документооборот происходит в другой. То есть, чтобы созвать совещание по обсуждению входящего письма №1 от 01.01.2011, приходится его сначала перенести руками в планировщик, а потом в обратную сторону перенести сочиненный совместными усилиями ответ... Это уже как-то неудобно. Узнаем у владельцев SaaS-программы - можно ли с ней как-то интегрироваться? С очень-очень большой вероятностью ответ будет отрицательным. Также может быть, что нам предложат перейти на другую программу документооборота (тоже по модели SaaS, того же производителя), что, скорее всего, съест всю достигнутую экономию (имеющийся документооборот ведь придется выбросить, и не факт, что новый будет так же удобен). Но предположим на секунду, что нам сказали: "Можно интегрировать!". У чудесной программы есть, ну, пусть, SOAP-интерфейс, при помощи которого из нее можно и запросить любую информацию, и передать ей любую информацию, и все это надежно и безопасно... Программисты подрядчика, который внедрял документооборот, засели за работу, и вот через некоторое время обе системы интегрированы. Но катарсиса все равно нет: вот если бы получилось в планировщике совещаний сделать, чтобы к участию в них можно было привлекать третьих лиц, не являющихся сотрудниками компании... Чтобы им отправлялись e-mail и SMS-оповещения, и чтобы они могли перед совещанием зайти в свой веб-интерфейс, и почитать документ, который предстоит обсуждать... Обращаемся к владельцам SaaS-решения. Нам говорят: да, фичи полезные, мы их поставим в план разработки, и ориентировочно через 14 месяцев они будут реализованы. А лично для вас, извините, доработать не сможем - это уже будет не SaaS. Зато вот мы только что сделали, по пожеланиям другого нашего клиента, возможность формирования протоколов совещания в формате PDF. Как это вам не надо? А вот многим другим надо... так что кнопочка у вас вот тут появилась, не хотите - не нажимайте.

Ну и так далее. К чему все это? А к тому, что в процессе реальной эксплуатации, скорее всего, "вкусности" SaaS-решения не выдержат столкновения с суровой реальностью, которая состоит в том, что практически любому бизнесу (да-да, и малому тоже!) нужны интегрированные и кастомизированные программные решения, которые могут адаптироваться под его потребности и расти вместе с ним...

То есть - ПО как услуга, только не услуга по аренде, а услуга по сопровождению и развитию.